В согласии с природой

Творцы с пилами в руках
Тэймур Абдулганиев вытачивает крылья для волшебной птицы. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Ольга ПЛЕХОВА, 28 декабря 2011

Скульпторы со всей России «вырезают» сказку для уральцев

Сегодня финиширует традиционный предновогодний фестиваль ледяных скульптур «Чудо чудное, диво дивное». На протяжении 6 дней 10 команд со всей России создавали шедевры из огромных неотесанных кусков льда. Имя лучшего укротителя «ледяной стихии» мы узнаем совсем скоро. А пока предлагаем читателю не торопить события и прогуляться по ледяному «закулисью».

В согласии с природой

— Это хороший озерный лед, — похлопывая по прозрачному цилиндру, объясняет скульптор Иван Локтюхин из Хабаровска. Вместе с коллегой Вадимом Полиным они в третий раз принимают участие в фестивале. В прошлом году, по словам художников, они сачканули и не прибыли на Урал, зато в один из предыдущих визитов уехали из Екатеринбурга победителями. — К концу декабря на природных водоемах лед как раз «созревает», достигая нужной толщины. Природа будто помогают людям создавать праздник…

— Морозную вы работу себе выбрали, — говорю Ивану, переминаясь с ноги на ногу. — Неужели мало другого материала для творчества?

— Материала, конечно, достаточно, но лед — сплошное волшебство. Это же вода — основа всей жизни на Земле. Когда это осознаешь, понимаешь, что работаешь с «вечностью». И я не знаю что отвечать, когда нас спрашивают, зачем мы работаем с таким недолговечным материалом. От того что скульптура растает, искусство никуда не денется. Вода ведь имеет память, и то, что мы вложили в фигуры — это все наши лучшие чувства, — остаются в ней и весной никуда не исчезают. Пойдет дождик, и кто-нибудь вспомнит, что когда-то на площади 1905 года из этой воды была сделана красивая фигура и улыбнется. Круговорот воды — великолепная задумка природы.

Дело мастера боится

Ребята с Дальнего Востока выделяются на фоне остальных художников не только массивной «ледяной задумкой», но и богатым «арсеналом» инструментов. На ледовом кубе, как на хирургическом столике, разложены острые колющие и режущие предметы.

— В разных регионах и странах инструменты отличаются друг от друга, — рассказывает Иван. Это связано с тем, что профессии резчика по льду в вузах или училищах не учат, каждый постигает азы профессии где придется. Каким инструментом научили работать, с тем ты и пошел в «большое плавание». Уже потом, пообтесавшись, начинаешь обзаводиться своими. Я начал работать со льдом 12 лет назад, будучи студентом Хабаровского политехнического института. За это время через мои руки прошли разные инструменты, и сейчас наиболее удобный для меня и Вадима этот скромный наборчик.

Молодой скульптор бережно сметает крошки льда и снега со «столика» и демонстрирует предметы.

— Начинается все с пил. С их помощью лед разрезается на куски нужных размеров. Затем идет обрубовка — отсечение лишнего. Срезаем сперва самые большие лишние углы, потом уголки поменьше. Узоры делаем стамеской. Ее же используют для выборки небольших углублений в древесине. И это не случайно — поскольку при работе с деревом, как и со льдом, главный метод — это резьба. Вот, например, у нас в арсенале есть рубаночное полотно. Очень удобно его использовать для полировки льда. Сугубо специализированных инструментов нет, по крайней мере, у нас. Используем адаптированные предметы. Например, как это щетка, — Иван показывает нечто похожее на вилку с мелкими, невысокими зубчиками. — Подобная расческа стоит в машинке для стрижки овец. С ее помощью мы снимаем слои льда и придаем фигуре нужную форму.

Иногда прибегаем к использованию фрез, но не часто. Для сравнения, американские мастера кроме них практически больше ничем не работают. На наш взгляд, если использовать только один режущий многолезвийный электрический инструмент, получится бездушная фигура. Скульптор должен чувствовать лед через свои руки, а не через съемные наконечники.

Ну и любимая «клизма»: в ней храним жидкий клей — воду. — Вадим демонстрирует достоинства резиновой «груши». На ледяную палку брызгает воду и насаживает небольшую фигурку. Спустя минуту из двух ледышек получилась одна красивая скульптура.

Суровые ребята

— Еще «уголок» — полезная вещь. — Это к разговору подключается

Сергей
Асеев из Красноярска. Больше похожий на прораба, чем на художника, скульптор из Хакасии режет лед с 1997 года. По его словам, вырезание скульптур изо льда — дело прибыльное, поэтому для него участие в фестивале — это уже давно не увлечение, а способ зарабатывания денег. — Пусть молодые самовыражаются, а мне семью надо кормить.

— И много на такой работе можно выручить? — любопытствую у сурового мужчины.

— Ну…четверых-то журналистов прокормлю.

— Таких, как я, несложно прокормить, а если вместо меня — четыре крепких парня, — не отстаю от художника.

— И их тоже, — с улыбкой нефтяного магната отвечает скульптор.

— Главное — тепло одеться, а то холод может помешать и денег заработать, и шедевр вырезать, — присоединяется к нашей скромной компании Тэймур Абдулганиев из Ижевска. — В Екатеринбурге сейчас хорошо, тепло. Мне вот приходилось работать на Севере при температуре минус 40, так там даже водка не спасала. Обычная одежда становилась словно бумага. Одеваться надо, как на Северный полюс, и не забывать про маску на лицо, иначе обморожения не избежать. Что касается электрооборудования, нужно обязательно прорезинивать провода, иначе сломаются, как солома. Машины могут не ездить, трактора ломаться, а мы в такой экипировке можем работать в любую погоду.

Мне, недавно вышедшей из теплого здания, ходить по недостроенному городку было одно удовольствие, но скульпторы порой уставали от многочасового нахождения на воздухе (все-таки работать 6 дней по 8 часов на морозе — дело нелегкое) и скрывались погреться горячим чайком в теплом вагончике.

Начинало смеркаться, в прозрачных скульптурах отражались огни уличных фонарей и городской иллюминации. Скульпторы кропотливо и с любовью продолжали творить. Еще немного, и обычный озерный лед предстанет перед зрителями в виде незабываемых, прекрасных, пускай и недолговечных фигур. Сказочники уедут, а их волшебство останется, и кто знает, может действительно прольется на кого-то из нас весенним дождем или летним градом. 

Версия для печати
Сообщи новость
Дайте сказать «Дайте сказать» — это жесткое столкновение мнений по самым острым и злободневным проблемам: авторитетные эксперты защищают полярные точки зрения, звучат мнения «людей с улицы», которых рассматриваемая проблема касается кровно.
Ветеран Вкладка «Ветеран» — специальный выпуск, предназначенный для читателей старшего поколения. В «Ветеране» большое внимание уделяется историческим событиям XX века, подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, трудовым достижениям прошлых лет, рассказывается о достойных людях старшего поколения. Одновременно – полезные советы, как пожилому человеку улучшить свою жизнь, информация о работе ветеранских организаций.
ЛОМКА Единственный среди печатных СМИ Екатеринбурга регулярный ежемесячный антинаркотический проект: не «жареные» факты, а достоверная информация о том, что делается в городе для профилактики зависимостей, реабилитации зависимых, пропаганде здорового образа жизни. В том числе освещается проблематика борьбы с ВИЧ.
Парк культуры В нём рассказывается о наиболее ярких событиях театральной, музыкальной жизни, о кино- и телепремьерах, о художественных и фотографических выставках. Публикуются рецензии, дискуссионные материалы.
Стадион «Стадион» — это спорт высших достижений во всем своем многообразии. Это не только очки, голы, секунды, но и аналитические обзоры, мнения экспертов, столкновение разных точек зрения, прогнозы, проведение опросов специалистов и различных конкурсов. Это новые рубрики «Под олимпийским прицелом», «Еврофутбол-2012», «Клуб 2018».
Один день губернии Журналисты не раз делали попытку объять необъятное. Например, описать один день планеты, одновременно отправив репортеров в три тысячи точек Земли. Коллективный труд газетчиков стал бестселлером на все времена. У авторов нового проекта «Уральского рабочего» задача скромнее: описать один день Свердловской области с помощью наших собственных корреспондентов на местах. Мы узнаем, чем живет глубинка в будни, какие события там происходят, какой они оставят след в истории. Коллективные репортажи из разных концов Свердловской области — это наш скромный вклад в летопись края.
Изыскатели ИЗЫСКАТЕЛИ — проект, в рамках которого «Уральский рабочий» возрождает молодежную страничку газеты. Все авторы этой тематической полосы — начинающие журналисты, которые постараются взглянуть на мир глазами ребенка. Для этого они будут проводить всевозможные журналистские эксперименты, готовить увлекательные репортажи и встречаться с неординарными людьми. Словом, экспериментировать, исследовать, изучать, искать и совершать открытия. «Видеть в привычном необычное» — вот девиз наших изыскателей.

Сетевое издание «Уральский Рабочий»

Главный редактор Кощеев Л.Л.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-67691 от 10 ноября 2016 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Адрес редакции: 620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Маршала Жукова, д.5, оф. 705


При использовании материалов сайта ссылка обязательна.