Алушта. Гора Демерджи — долина Привидений.

Всем привет! Сегодня мы отправимся в незабываемое место, которое я смело записываю в Личный ТОП мест или must see, как сейчас модно говорить. Итак, вашему вниманию представляется Долина горы Демерджи, или ее еще называют Долиной Привидений из-за многочисленных каменных изваяний, которые с разных точек зрения могут принимать изменчивые образы. Лучше, конечно, это один раз увидеть.

После вчерашней прогулки по “тайным” тропам до Мраморной пещеры, я поняла, что у меня в руках замечательная карта с малоизвестными дорогами, поэтому лезть в интернет с запросом “как добраться” я не стала. На сей раз будем абсолютно свободны в выборе пути.

Стандартный метод – подходит для всех видов туристов. Долина Привидений находится рядом с селом Лучистое. Поэтому, первостепенная задача – это доехать до села из Алушты или Симферополя.

1. Мы лично остановились в Алуште, поэтому на автовокзале можно сесть на автобус №107, заплатить 15 руб. за человека и 8 км спокойно ехать до Лучистого, ни о чем не переживая.
  2. Из Симферополя попасть в Лучистое можно все на тех же троллейбусах № 51, 52 (60 руб.) или маршрутке (140 руб.), следующих через Ангарский перевал, за которым будет поворот в сторону села. Расстояние примерно 45 км.
  3. Если вы едете на своей или арендованной машине, то Лучистое можно найти в 4-х км. от трассы Ялта-Симферополь или в 1,5 км. от трассы Феодосия – Алушта, если свернуть на развилке, не доезжая 7 км до города.

Не стандартны метод – через Ангарский перевал. Мы же решили пройтись неведанными тропами, которые явно светились в смартфоне на карте  Maps Me, поэтому прямо от Алушты, снова сели на троллейбус № 51 и вышли на остановке “Ангарский перевал”.

Вышли мы на остановке и немного растерялись, не зная, по какой именно тропе зайти в лес. Пройдя пару метров по дороге, мы таки свернули в тенистую гущу деревьев. Хм… начало не сильно впечатляющее, да и проводников у нас сегодня не наблюдалось. Поплутав сколько-то сотен метров по лесным дорогам, мы действительно чуть не заблудились, пока какой-то мужичок не подсказал, куда именно следует идти.

Наверное километра 3 мы точно намотали по лесу, пока не вышли к подножию северной части Демерджи. Выехали мы ранним утром, а теперь уже точно около 11 часов было, начиналась самая жара. Судя по моей карте, первым делом мы должны были наткнуться на некую крепость Фуна (в переводе “дымящаяся”). В средние века гора Демерджи тоже имела такое название благодаря облакам, которые будто «насаживаются» на вершины горы, и создают иллюзию исходящего из вулкана дыма. Нам в этом смысле сегодня не повезло, небо было чистое и безоблачное.

Пару раз нам приходилось перепрыгивать через какие-то широкие ручьи, на берегу которых отчетливо виднелись многочисленные следы домашнего скота. Пока, наконец, мы не вышли на просторную поляну с лошадьми. Наверняка это конный клуб “Золотая подкова”, где можно взять лошадку и покататься по окрестностям. Но мы здесь не за этим.

Раз уж мы преодолели столько сухопутных и водных преград, хотелось бы посмотреть, ради чего это все затевалось. Я отправилась в сторону видневшихся на горе развалин крепости.

Просто так на гору не пройти, только через лестницу местной харчевни, а значит и касса неподалеку. Да ладно?! Неужто за пару развалившихся кирпичей будут брать деньги? Так и есть, слева я нашла кассу.

Информация для тех, кто подумал, что бесплатный вход в крепость с бокового входа через заросли: мы как раз оттуда примерно и вышли, с той стороны забор, а потом резкий обрыв.

А дальше у меня был отмечен камень в виде разбитого сердца, он так и называется “Разбитое сердце”. Говорят, если пройти через него, то будет удача в любви. Довольно странная легенда для разбитого сердца, проверять лучше не будем.

А еще говорят, что тропа начинается с ворот с надписью “Долина Привидений”. Если честно, я решила, что это надпись либо какого-то кафе, либо экскурсионных туров. На входе нас уже приветственно встречал мужчина, возможно экскурсовод. Завидев живое существо, я спросила, как нам можно к долине пройти. На что услышала ответ, что мы уже находимся на этой тропе и нам необходимо заплатить что-то около 60 или 80 рублей, я даже дослушивать цифру не стала и тут же парировала:

— А что, в Долину теперь платный вход?
— Ммм.. да, это часть заповедника. Если вы пойдете тут, то вам нужно будет заплатить. – замялся мужчина.
— А если мы найдем другую дорогу? – тут же я нашла для себя лазейку в разговоре.

— Значит, пойдете к долине бесплатно….Но, – тут же спохватился он, – с июля в любом случае здесь будет везде платный вход, так как территория охраняется и убирается……
— Да-да…… Однако, сейчас еще июнь! – улыбнувшись ответила я, не дослушав. Говорить нам, где находится бесплатная тропа, этот чудик явно не собирался, поэтому мы смело вышли из красивых ворот и направились чуть дальше искать в кустах бесплатную тропу. Интересно, сколько народу за день одурачивает этот товарищ?

И мы ее нашли буквально отойдя от ворот метров на 300-400. Она не слишком сильно была заметна в зарослях, однако потом стала более явственной и в конце-концов вообще вышла на ту самую “платную”.

Как я узнала чуть позже, если бы мы пошли по платной дороге, то смогли бы в самом начале полюбоваться камнем, на котором Наталья Варлей танцевала и пела песню про медведей в фильме «Кавказская пленница», а также ореховое дерево, с которого упал герой Юрия Никулина. Я не страдаю никаким формами фетишизма, поэтому не сильно расстроилась по данному поводу.

Заблудиться здесь сложно, на всей протяженности тропы то там, то здесь мелькают белые отметки на камнях в виде стрелок или простых линий. По ним мы стали медленно подниматься в гору.

Добравшись до первого уступа, откуда открылся симпатичный вид на далекую Алушту и горы, мы решили немного отдохнуть и перекусить тем, что взяли с собой для пикника из города.

Через полчаса мы снова вышли на тропу. Чем выше мы поднимались, тем чаще по бокам мелькали каменные изваяния различных форм. Безмолвные исполины завораживают и приковывают к себе внимание даже в дневное время. Представляю, как пугающе они выглядят в сумерках.

А мы между тем, поднимались и поднимались. Моя карта ясно давала мне понять, что скоро тропа должна уйти вправо. Но я почему-то не замечала ни развилок, ни явного поворота. Однажды мы обернулись и перед нами предстала замечательная картина….

Интуитивно я чувствовала, что мы где-то прошли уже нужный нам поворот, но все равно, казалось, что вот еще один изгиб тропинки и либо мы выйдем, куда нужно, либо окажемся на вершине горы. Но, ни вершины, ни ответвления в сторону не появлялось, а подниматься стало уже не просто трудно, а даже опасно.

Тогда мой попутчик все же предложил немного спуститься и проверить, не потеряли ли мы нужный поворот. Так и есть, он затерялся в ветках кривых деревьев. Обходим пару больших валунов и вдруг оказываемся на перешейке, откуда открываются просто нереальные виды. Если пройти по одной из узеньких тропинок в сторону обрыва, то от увиденного начинает захватывать дух.

Я попросила моего спутника остаться здесь, а сама решила проверить соседнюю тропу. Переход туда, конечно, был более, чем опасным и пришлось перелезать через ветку дерева почти над обрывом, но это того стоило. Да что я говорю, судите сами.

Вот в такие моменты я понимаю, что не всегда боюсь высоты. Хотя если вы пойдете с детьми, советую здесь очень внимательно за ними присматривать. Мой друг, конечно, не рискнул последовать за мной. Да и за мной следил очень переживающим взором.

Несколько минут я позволила себе насладиться красотой пейзажей в объятиях опасности, а потом мы продолжили путь. Что меня еще поразио на этом участке пути, так это небольшие деревца, которые росли прямо из макушки каменных колонн. Довольно необычное зрелище.

Еще пару сотен метров и мы вышли на Солнечную поляну. Надо признать название поляне, на которой мы оказались, было придумано в точку. По крайней мере при тех погодных условиях, какие были в тот день. Большая почти ровная площадка с молоденькой зеленой сочной травкой полностью заливалась лучами солнца.

Неожиданно для себя мы увидели здесь несколько лошадей и жеребенка. Если окинуть взором окрестности, то поневоле недоумеваешь, откуда взялись здесь эти мирно пасущиеся красавцы, если с одной стороны гора, резко ходящая вверх, а с другой обрыв?

Единственное, что может омрачить то солнечное настроение, которое возникает в этом месте – это скромная табличка на одном из самых больших валунов, гласившая о том, что такого-то года здесь сорвался человек в дождливую погоду. Печально конечно, но давайте не будем заострять на этом внимание.

На поляне просто невозможно не провести хотя бы несколько минут, упиваясь красотой и тишиной, нарушаемой редким фырчаньем лошадей. Какая же красота вокруг!!! Любовавшись видами, мы приметили нашу тропу, которая уходила дальше и выше в гору. Что ж, пора продолжить путь.

Теперь тропинка шла по резко покатому склону почти без единого деревца или куста пред глазами. Отчего справа открывался сногсшибательный вид и одновременно захватывало дух от высоты.

Медленно, но верно тропа уходила все выше и выше. Где-то здесь должна была появиться очередная достопримечательность – голова Екатерины. Говорят, лицо очень смахивает на женское, поэтому Екатерина. Хм…. довольно странное представление о женском лице у того, кто дал камню такое название.

Здесь мы снова присели, чтобы отдохнуть. Время было около 15 часов. Я взглянула на карту и поняла, что дальше тропа уходит еще вверх и по ней становится идти страшнее. Она могла бы привести нас к скале под названием “Два брата”. Однако, чувствуя усталость от пеших прогулок с утра, мы подумали и решили, что лучше попробуем спуститься вниз по одной из тропинок у Солнечной Поляны.

Однако, пока мы спускаемся к селу Лучистое, я расскажу, что вы можете посмотреть дальше, если пройдете по тропе. Как я уже сказала выше, если пройти мимо головы Екатерины, мы попадаем на Демерджи-яйлу, где также можно увидеть скала под названием “Два брата”. Пройдя по плато четыре километра, постепенно спускаясь, маршрут упирается в водопад Джурла. Отсюда идет дорога под названием «Коровья тропа», вдоль восточного склона Южной Демерджи к селу Лучистое.

Как вы понимаете, еще 4 км нам было не осилить, поэтому мы и вернулись. Когда мы оказались внизу у дороги, вода в бутылке у нас почти закончилась и бабуля, сидевшая неподалеку на остановке предложила двум путникам (то есть нам) набрать из источника. Мы последовали ее совету, а затем отправились к остановке автобуса № 107. Вы не поверите, но здесь нам вновь повезло. Как раз, когда мы только-только приблизились к остановке, подъехал автобус и мы счастливые и уставшие забрались в него.

Я изучила расписание, которое висело рядом с водителем. Оказывается, если бы мы опоздали, то следующий автобус пришлось ждать довольно долго. А ходят они вообще до 17 только.

Надеюсь вам понравилось наше совместное маленькое приключение. В окрестностях Алушты нам больше нечего делать, завтра с утра выдвигаемся в последний город нашего самостоятельного путешествия по Крыму – Судак. До встречи в эфире!

Альбина
— Ответить

Здравствуте! Наткнулась на ваш сайт, оч много полезно информации….у меня вопросик…а с ребенком(1,5 г) на какую горумодно сьездить? Были на генуэзской крепости в Судаке, ребенок прекрасно перенес, вот думаем на гору сходить…носили вверх в слинге

• Mila

Крепость в Судаке — не совсем гора, так….холмик Если вы еще в Судаке, можете на автобусе доехать до Нового Света, где находится тропа Голицына. Она достаточно облагорожена для туристов и идти по ней не составит труда. Постарайтесь только не в жару, а то мест, где спрятаться там не много. Если вас интересует именно гора Демерджи, то тут тоже невысоко, по идее должен перенести хорошо. Возможно именно для вас может быть тяжело, так как в некоторых местах есть крутые подъемы по узким каменистым (сыпучим) тропинкам. И нужно учитывать погоду, в жару ни вам, ни ребенку не будет комфортно.
    Можете съездить на гору Ай-Петри (недалеко от Ялты), там подъем и спуск по канатной дороге. Физические нагрузки минимальны, но наверху высота приличная, поэтому сильный ветер, учитывайте это.
    В Бахчисарайском районе можете погулять по самому Бахчисараю, дойти до монастыря. Но вот насчет пещерных городов типа Мангуп или Эски-Кермен не знаю, там уже больше подъемов, добираться не просто и расстояния не маленькие.
    На мыс Фиолент (окрестности Севастополя) можете съездить к Георгиевскому монастырю, там тоже физические нагрузки минимальны, если вы не решите спускаться к пляжам. Спуск будет простой, а вот подъем в 800 ступенек может быть тяжеловат :). Но полюбоваться видами на море и окрестности даже сверху хорошо

• Альбина
      — Ответить

Спасибо большое за быстрый ответ и полезные советы! Развития вашему сайту и всего вам хорошего! Вы делаете классную и полезную тему!!!

• Mila

Пожалуйста, Альбина. Отличного вам отдыха в Крыму!!!

Если вы нашли на нашем сайте что-то полезное или наша информация облегчила вам подготовку к предстоящему путешествию. Вы можете отблагодарить нас, купив по нашим ссылкам авиабилеты или забронировать номер в отеле.